Информационный портал RussianRealty. Необходимое предисловие Профессия "риэлтор" (маклер, брокер, агент...) никогда не относилась к числу уважаемых в народе. Среднестатистический гражданин ценит труд сталеваров и пограничников, министров и банковских работников, но род деятельности людей, с помощью которых продаются и покупаются квартиры, вызывает неизменные сомнения. А вдруг обманут, а вдруг обдерут как липку, а вдруг вообще без квартиры оставят, а вдруг... Откуда берутся все эти "вдруг", в принципе понятно. За десятки лет советской власти сложился устойчивый стереотип квартирного маклера, неприятного типа, по определению принадлежащего к классу спекулянтов. Достаточно припомнить колоритного героя Владимира Басова из фильма "По семейным обстоятельствам", который становится симпатичным и милым только после того, как бросает свое ремесло. Кроме того, клиенты нередко прибегают к услугам риэлторов в критических жизненных ситуациях, когда нужно срочно решать жилищные проблемы. На отрицательном эмоциональном фоне и сама фигура риэлтора приобретает неприятные очертания. Проблема имиджа профессии хорошо известна, и нельзя сказать, что для ее решения ничего не делается. Внушительный офис с хорошей охраной, приветливые сотрудники и многочисленные лицензии и сертификаты на стенах переговорных комнат должны убедить клиента в том, что он попал в настоящую, надежную фирму. Гарантийные обязательства или страховые свидетельства, подкрепляющие договор, также помогают проникнуться доверием к агентству. И самый главный аргумент - "мы работаем на рынке уже много лет". А раз так, значит компания серьезная и проверенная временем. Крупные агентства раскручивают пропагандистскую машину на полную мощность, привлекая газеты, радио, а иногда даже и телевидение. Щедро оплаченные статьи и передачи рассказывают о том, как хорошо и легко решать квартирный вопрос с помощью риэлторов, и как плохо и трудно заниматься этим самому. И ведь не кривят душой! Самый оригинальный ход придумали специалисты "МИЭЛЬ-Недвижимость", регулярно проводящие семинары "как самостоятельно купить или продать квартиру". Они честно рассказывают собравшимся, о том, какие нужны документы, куда с ними идти, каких юридических проблем нужно опасаться. И что же - посетители уходят с семинара с твердой уверенностью - пусть лучше жилищными проблемами занимаются профессионалы. Бурная деятельность сыграла свою роль - с каждым годом все большее количество людей предпочитает обращаться к риэлторам, а не решать свои жилищные проблемы самостоятельно или с помощью "черных" маклеров. И даже стало казаться, что процесс необратим - сограждане окончательно прониклись сознанием необходимости качественных услуг на рынке недвижимости. Как вдруг... Явление газеты народу ...Как вдруг сразу на нескольких телеканалах появился рекламный ролик, призывающий сбросить оковы посредников, мешающих людям нормально договориться друг с другом. Оказалось, что достаточно позвонить по некоторому телефону и дать объявление в газету "Недвижимость без посредников". И будет счастье - немедленно откликнутся такие же люди, "не желающие связываться с посредниками". Вскоре на прилавках отыскалась и сама газета - весьма пухлая и дорогая по сравнению с другими специализированными изданиями - 15 рублей. Поначалу появление "Недвижимости без посредников" вызвало легкое удивление, но не более того. Казалось, что москвичи уже достаточно грамотны в жилищных делах, чтобы не поддаться на явную провокацию - для любого здравомыслящего человека преимущества работы с профессионалами должны быть очевидны. Ан нет. За считанные недели стало ясно, что задумка удалась на славу - газета пошла в народ. На горизонте замаячила возможность сэкономить пару-тройку зеленых тысчонок на услугах риэлторов и, как это часто бывает, предвкушение халявы затмило людской разум. Вот личные наблюдения. Пожилая киоскерша характеризует новое издание следующим образом: "Да вы что, не знаете? Это же самая надежная газета - здесь люди сами объявления дают, а не кто-нибудь еще". Вполне здравомыслящий сотрудник одной из московских радиостанций в течение месяца покупает каждый номер - хочет снять квартиру подешевле. Пока не получается... На выставке Realtex в Манеже среди десятков риэлторских стендов пачки "Недвижимости без посредников" выглядят партизанщиной. Посетители оглядываются, но газету берут, авось что-нибудь стоящее отыщется. Берем в руки газету, листаем. Привычной модульной рекламы почти нет - лишь кондиционеры на первой странице, затем два-три жилых комплекса в Подмосковье и целая полоса, купленная "Социальной инициативой". Все остальное - обещанные объявления "от хозяев". Внизу каждой страницы в рамочке напечатан призыв к читателям - сообщайте редакции, если вдруг отыщется объявление "от посредника", сразу удалим. И самое интересное - по всей газете щедро разбросаны призывы пользоваться услугами некоего "Народного департамента недвижимости". Мол, если продавец и покупатель нашли друг друга с помощью "Недвижимости без посредников" - пожалуйте, оформим вашу сделку за скромные деньги. Да и вообще обращайтесь - всегда поможем, дешево и сердито. Отнюдь не праздные вопросы. Не знаю, какие вопросы возникают после знакомства с новой газетой у людей, которым раньше не приходилось сталкиваться с рынком недвижимости. Жаль, если вообще никаких. А вот у RussianRealty вопросов много, и далеко не на все есть исчерпывающий ответ. Почему газета такая дорогая? Вообще-то на этот вопрос должны ответить представители "Недвижимости без посредников". Можно лишь предположить, что высокая стоимость связана с непримиримой позицией газеты. Модульная реклама риэлторских фирм в ней в принципе невозможна, и поэтому на большую прибыль от продажи газетной площади рассчитывать не приходится. А раз так, то издание должно окупаться за счет покупателей. Действительно ли в газете нет объявлений от посредников? На каждой странице газеты напечатано предупреждение: если читатель найдет объявление от посредника, пусть позвонит в редакцию и сообщит - объявление сразу же будет снято. Такое заявление выглядит внушительно, однако верится в него с трудом. Дело том, что как таковых частных объявлений на рынке гораздо меньше, чем объявлений от агентств и частных маклеров. Поэтому если "Недвижимость без посредников" захочет честно следовать своему принципу, то не сможет похвастаться объемом своей базы данных. Для сравнения. Всем известные "Из рук в руки" печатают как частные, так и посреднические объявления, причем для агентств это платная услуга. Именно эта ежедневная газета считается крупнейшей рекламной площадкой для вторичного рынка. Чтобы конкурировать с ней, а также с другими раскрученными изданиями, "Недвижимость без посредников" кровно заинтересована в риэлторских объявлениях. И действительно, RussianRealty располагает достоверной, хотя и не проверенной информацией, о том, что представители "Недвижимости без посредников" обращались как минимум в одну из крупнейших московских фирм с предложением "по-тихому" размещать свои объекты. Кстати, стопроцентно надежного способа, который позволил бы отличить объявление, поданное в газету посредником, от всех остальных, не существует. Есть, правда, простой принцип, используемый, в частности, газетой М2: если с номером телефона ассоциировано более одного объекта недвижимости, то такое объявление частным не считается. И если отсеять телефоны риэлторских фирм действительно нетрудно, то личные телефоны их сотрудников и частных маклеров вычислить несколько сложнее. Проведите эксперимент: откройте "Недвижимость без посредников" и поищите телефоны-дубли. Если найдете, делайте соответствующие выводы. Является ли "Народный департамент недвижимости" посредником? Скажем так - это агентство недвижимости. Даже по той информации, которую можно почерпнуть со страниц издания, становится ясно - эта структура оказывает большинство услуг, которые входят в джентльменский набор риэлторской фирмы, работающей на вторичном рынке. Честнее было бы назвать газету так: "Недвижимость с НДН". Низкие цены никого не должны вводить в заблуждение. Качество работы НДН - это кот в мешке. Ни опыта работы, ни сертификатов у этой фирмы нет, какова квалификация ее сотрудников - неизвестно. На нынешнем этапе развития рынка недвижимости у подобной компании нет ни малейшего шанса быстро раскрутиться - нужна длительная и кропотливая работа над имиджем фирмы, над качеством ее работы, над привлечением клиентов... Но при помощи газеты "Недвижимость без посредников" быстрый взлет НДН становится вполне реален. Какой сильный и какой циничный ход! Нанесет ли появление издания с таким названием ущерб риэлторскому сообществу? Уже нанесло! Многолетнюю работу по созданию положительного имиджа профессии, специализированные выставки, бесплатные семинары и бесчисленные публикации в прессе - все это вместе взятое перевесил простенький телевизионный ролик, где риэлторы выступает в роли эдаких "кариозных монстров". Логика примитивна - раз посредники, значит плохие. Но силу действия этого клипа, повторяющегося десятки раз изо дня в день, трудно недооценить. Он пробуждает к жизни дремучую неприязнь к спекулянтам, рожденную в эпоху советского времени. И никакие разумные доводы не подействуют на человека, который с телеэкрана получил подтверждение своему мнению, что агенты - это грабители. Ему нужно потратить массу сил и времени, потерять в деньгах и с трудом завершить сделку, чтобы усомниться в зловредности риэлторов. Хорошо, если при этом не будет потеряна квартира. Как это часто бывает - вся надежда исключительно на "русский авось". Говорят профессионалы. Решив не ограничиваться собственными наблюдениями и рассуждениями, RussianRealty задал приблизительно те же самые вопросы авторитетным профессионалам рынка недвижимости и представителям специализированных средств массовой информации. Григорий Полторак, президент МАГР: Явление, по-моему, неприглядное. По воздействию на клиентов похоже на так называемые информационные агентства, поскольку рекламный посыл изначально лжив. За газетой стоит самый, что ни на есть посредник - агентство. Цель - заполучить первыми информацию о продавцах недвижимости. Сама идея работы без посредников не нова - она широко продвигается газетой ИРР, но та не работает ни на кого из риэлторов и жестоко борется с несанкционированной утечкой информации. Задумка грамотная, но лживая и беспринципная. Судя по рекламному бюджету проекта и масштабам раскрутки газеты за этим стоит не "народный риэлтор", а кто-то из монстров рынка недвижимости. Евгений Редькин, пресс-секретарь компании "МИЭЛЬ-Недвижимость": Безусловно, сделки по недвижимости без посредников вполне могут быть, однако кто в подобных случаях сможет гарантировать юридическую чистоту и надежность сделки? Ошибочно представлять профессию риэлтора исключительно как посредническую - процесс совершения сделки с недвижимостью включает в себя как поиск подходящего варианта, так и изучение истории квартиры, подготовку необходимых документов и многое другое. Следует учитывать и тот факт, что прямых сделок, сейчас проводится совсем немного, подавляющее большинство представляет собой так называемые альтернативные цепочки, состоящие из нескольких сделок. "Замкнуть" такую цепочку непрофессионалу будет просто не под силу. Что касается газеты "Недвижимость без посредников", то интересно, каким образом она сможет гарантировать, что объявления дают не посредники? Если продавца еще можно будет проверить, попросив предъявить правоустанавливающие документы на квартиру, то покупатель вряд ли сможет доказать, что он является частным лицом и приобретает жилье для себя. Поэтому свои рекламные обещания учредители газеты вряд ли смогут выполнить. Это можно расценивать просто как рекламный ход. Андрей Жинган, начальник PR-отдела агентства МИАН: Не думаю, что появление такой газеты наносит ущерб риэлторскому сообществу. Любой здравомыслящий человек понимает, что "Недвижимость без посредников" - это очень удачный маркетинговый ход, но не более того. Мне кажется, что в ближайшие три-четыре месяца эта газета будет вынуждена придти к традиционному для изданий по недвижимости формату. В принципе, подбор вариантов действительно можно осуществить без риэлтора. Но безопасное и качественное оформление сделки без участия профессионалов невозможно. Есть опасность, что этой газетой могут воспользоваться мошенники и черные маклеры. Николай Рымарь, генеральный директор газеты "Квартира Дача Офис": Новая газета "Недвижимость без посредников" заявлена как газета бесплатных объявлений от частных лиц напрямую, однако откровенно представляет интересы, причем довольно амбициозные, вновь созданной риэлторской фирмы, предлагающей свои услуги тем, кто звонит и дает объявления. Газета несколько сыровата, но как новый продукт будет наверняка какое-то время привлекать внимание. В долгосрочной перспективе газета, на наш взгляд, большого интереса не представляет. Алексей Мирошников, генеральный директор газеты М2: Я счел возможным ответить на вопросы RussianRealty, так как мы, очевидно, имеем дело не со средством массовой информации, а с нестандартным способом ведения собственно риэлторского бизнеса. "Недвижимость без посредников" - информационный продукт, продвигающий бизнес некой структуры под названием "Народный Департамент Недвижимости". Газета предлагает гражданам обратиться в эту организацию, оказывающую полный цикл риэлторских услуг. И, если Вы обратите внимание, большая часть объявлений в газете даны с указанием телефона этого НДН. Ни мне, ни представителям риэлторского сообщества, с которыми я беседовал в последнее время ничего об НДН не известно. Интересный момент - производство такой газеты обходится не менее, чем в $ 50 000 в месяц. Не каждая риэлторская компания может позволить себе такие бюджеты на привлечение клиентуры. Обойтись при сделке без посредников можно. Последствия будут такими же, как при самостоятельном ремонте дорогой иномарки или самолечении. Безусловно, есть люди, которые экономят на врачебном обслуживании, но большинство доверяют свое здоровье профессионалам. Думаю, то же касается и недвижимости, и, кстати, медиа рынка. Появление такой газеты бросает тень на риэлторское сообщество. Одна картинка, изображающая посредников злыми капиталистами с мобильными телефонами чего стоит. Интересно другое - тень на уважаемую профессию риэлтора брошена их же коллегами (повторюсь еще раз - мы имеем дело не с газетой, а риэлторской фирмой). Полагаю, участникам рынка имеет смысл вкладываться в развитие имиджа профессии. Меня удивляет, например, почему в рекламе риэлторских компаний в Москве отсутствуют фотографии маклеров. И это только одно из десятков возможных направлений работы на положительный имидж. Андрей Гусев, вице-президент РГР: Надо помнить, что под названием РИЭЛТОР в России работают и настоящие профессионалы, являющиеся членами РГР, и откровенные дилетанты, жулики и просто новички-любители. Так, что без кое-кого из них и впрямь, наверное, лучше обойтись. Другой вопрос, можно ли сделать сделку без профессионала? Мы почти на каждой выставке ДОМЭКСПО специально проводим семинар с таким названием и отвечаем, что можно, но в большинстве случаев лучше этого не делать. Проведя сделку вместо профессионала, вы, очевидно, потратите намного больше ресурсов чем он из-за неэффективности своей работы. При этом очень велик риск нарваться на профессионального мошенника и остаться и без денег и без квадратных метров. Я лично знаю одного журналиста неплохо писавшего о недвижимости, который потерял большие деньги, самостоятельно проводя сделку. Что же касается "Недвижимости без посредников", то не думаю, что этот проект жизнеспособен. И без этой газеты полно печатных и интернетовских бесплатных досок объявлений, на которых основная масса информации является устаревшей, неточной или ложной. Работать с подобной информацией - это просто переводить время впустую. Я уж не говорю о манере некоторых "риэлторов" давать объявления от имени якобы клиентов, и подобных объявлений в этой газете будет море. Ведь никто не проверит. Как найти профессионала? Сейчас это становится предельно просто. Смотрите наличие значка "РС", торговой марки надежных фирм, прошедших процедуру общефедеральной сертификации. Специально для клиентов мы сделали такой простой вариант, думать почти не надо. В этом ряду мнений явно не хватает позиции самого издания. К сожалению, представители "Недвижимости без посредников", работавшие на выставке Realtex, крепко держали язык за зубами, и предложили обратиться к издателям газеты. Что мы и делаем с помощью этой публикации. Господа издатели! Портал RussianRealty готов предоставить вам возможность высказаться и дать свой вариант ответов на уже имеющиеся и еще не заданные в этой публикации вопросы. Сергей Рымов
|
||
вернуться к содержанию тома вернуться к томам на главную |